Каждому родителю хочется, чтобы малыш развивался правильно и не отставал от сверстников. Когда у ребенка прорезывается первый зубик и он произносит первое слово — это важное событие. Но что делать, если годовалый ребенок еще не начал говорить?
В первую очередь нужно понять нуждается ли ребенок в помощи со стороны врача, чтобы помочь ему заговорить.
Детям для того, чтобы начать говорить, приходится немало упражняться. Для этого они проходят три этапа в развитии.
Три этапа развития речи:
- Понимание других людей. Таким образом дети приобретают пассивный словарный запас.
- Имитация речи других людей.
- Настраивание речи для правильного произношения звуков.
Конечно, эти умения дети развивают постепенно, двигаясь поэтапно. Врачи-логопеды разработали подробную систему помощи в развитии детской речи. Если опираться на эти данные, то можно самостоятельно попробовать сделать выводы — успевает ли ребенок для своего возраста по всем показателям или нет, а может даже опережает их.
- В возрасте 1 месяца выражает свои потребности криком.
- В возрасте 2 месяцев малыш гулит, то есть издает поющие звуки, комбинируя (г, м) и (а, у, ы). Может произносить «агу».
- В возрасте 3-4 месяцев начинает интенсивно гулить, более длительно. Он может управлять своими интонациями, словно говорит на своем языке.
- В 5 месяцев словно распевает гортанные звуки, уже рассматривает и запоминает лица взрослых.
- В 6 месяцев ребенок выходит на новую стадию и начинает уже лепетать, активно повторяет слоги с согласными звуками и подражает взрослым.
- В 10 месяцев может повторить за взрослыми отдельные слоги «ба», «ма», «па», при этом комбинирует их в различном порядке.
- Когда малышу годик, он уже способен произнести короткие и хорошо знакомые ему слова — «мама», «папа», «дай». Наблюдаются попытки составить простое предложение.
- В 1,5 года ребенок набирает в свой словарный запас около 50 слов и способен ответить на простые вопросы: «Кто?», «Что?».
- В возрасте 1,5-2 лет запас слов может доходить до 100-200. Ребенок уже может отвечать на вопросы: «Какой?», «Кто это?», «Что это?». Он к этому времени запоминает свое имя и членов семьи. Сам задает вопросы, используя жесты и некоторые слова, чтобы объяснить, чего он хочет.
- В 2-3 года с каждым месяцем набирает по 20-30 новых слов ежемесячно в свой лексикон. Сам активно задает вопросы «Где?», «Куда?», «Откуда?», «Почему?». Как раз в это время начинается период «почемучки». Ребенок уже активно использует свой словарный запас, изменяет интонации, склоняет слова, строит их в осмысленные предложения.
В возрасте 3 лет родители обычно замечают, что дети — словно зеркальное отражение их самих. Они повторяют фразы и слова, которые слышат от взрослых, начинают использовать их в своей речи и в своем понимании. Конечно некоторые звуки еще ребенок не может произнести правильно, но он очень старается и начинает составлять предложения уже из 3-4, а позже из 4-5 слов. Очень скоро он сможет рассуждать и делать свои первые выводы. Это самое лучшее время, чтобы начать учить стихи, читать книги.
Все этапы развития речи — это золотой стандарт. Но в реальности очень часто можно услышать от мам и пап, что их дети развиваются совершенно по-другому. Например, девочки произносят первые слова обычно немного раньше, чем мальчики. В некоторых семьях бывает такое, что все дети могут начать говорить поздно. Даже вполне нормальный и понимающий ребенок может молчать до 3-4 лет, а потом активно догоняет сверстников, а уже через год разговаривает даже лучше тех, кто заговорил в годик.
Поэтому родителям не стоит паниковать, если малыш немного отстает от сверстников. Главное быть терпеливыми и внимательными к ребенку.
Как же понять стоит ли волноваться по поводу того, что ребенок не разговаривает? Когда надо обратиться к врачам или достаточно самим позаниматься. Главное — не пускать все на самотек, но и не бить тревогу. Иначе малыш может увидеть и почувствовать переживания и замкнуться в себе.
Занятия со сверстниками
Если ребенок ходит в детский сад, то обычно там логопед проводит занятия в группе, выявляя тех, которым требуется профессиональная помощь и сообщают об этом родителям. Если воспитатели молчат по этому поводу, то лучше самостоятельно подойти к логопеду и поговорить.
Если в садике логопеда нет, лучше обратиться к другому специалисту. Найти его можно в детской поликлинике, или по рекомендациям знакомых в других медицинских учреждениях.
Стоит обратиться за консультацией также в такой ситуации, когда малыш говорит не умолкая. Причиной этого могут быть нарушения в речи.
Плохое произношение
Когда ребенок много говорит — это хороший показатель развития речевого аппарата, но также важно, чтобы он правильно произносил звуки. Часто дети нуждаются в подсказках взрослого, куда правильно поставить язычок или как правильно держать губки, чтобы произнести правильно тот или иной слог. Визит к логопеду поможет заметно облегчить решение этой задачи.
На приеме логопед наблюдает за ребенком, затем определяет, какая нужна помощь. Если он заподозрит какие-либо отклонения от нормы в развитии речи, специалист даст советы, что нужно делать. Возможно порекомендует обратиться к лор-врачу, неврологу или психологу. Так как причины неправильного произношения или молчания иногда связаны с другими причинами. Может оказаться так, что у малыша все в порядке со здоровьем, а несоответствия по показателям — вариант его индивидуальной нормы развития.
Конечно родителям не всегда хочется ходить по врачам, но если как можно раньше предупредить проблему развития речи, то справиться с этим можно будет намного быстрее.
Некоторые думают, что к логопеду обращаются только при проблемах в развитии. Но это совсем не так. Консультация, а может быть и помощь не помешает никому. Тем более гораздо проще предупредить речевые проблемы, чем потом их исправлять. Не стоит полностью полагаться на свои силы, поэтому лучше обратиться к врачу.
Профессионалы смогут быстро понять нужна ли помощь и по каким показателям. С хорошими специалистами общаться довольно легко. Логопеды быстро распознают причины проблем, если такие имеются.
Самый легкий способ, как разговорить ребенка — играть с ним в игры. С их помощью малыш познает мир, учится говорить и менять свое поведение в той или иной ситуации. Если ребенок часто болеет и ему не хватает витаминов — это влияет на его развитие.
Простые правила, которые помогут правильному развитию ребенка:
- Соблюдение правильного режима дня.
- Соблюдение баланса витаминов и энергии в питании ребенка.
- Каждый день гулять на свежем воздухе.
- Давать возможность ребенку побольше общаться со сверстниками.
- Давать ребенку поручения, которые он способен выполнить.
Просмотров: 1826.